Пересмотр состава услуг вагонов повышенной комфортности
Предоставление питания в поездах дальнего следования, помимо вагонов-ресторанов, до марта 2013 года предоставлялось преимущественно в вагонах повышенной комфортности (ВПК).
С 1 марта 2013 года некоторые фирменные поезда ОАО «ФПК», в состав которых ранее включались ВПК, вошли в сферу действия системы управления доходностью.
Для таких поездов питание во всех вагонах стало входить в стоимость билета. За счет этого количество вагонов повышенной комфортности снизилось на 21 % — с 576 до 455.
В настоящее время количество фирменных поездов программы динамического ценообразования с услугами питания увеличено до 20, а среднесуточное количество рационов питания достигает в среднем 8 тыс. в сутки.
В случае востребованности такого способа предоставления сервисных услуг, Компания предполагает отказаться от вагонов повышенной комфортности.
В перспективе ОАО «ФПК» планирует автоматизировать выбор рациона питания на сайте ОАО «РЖД» при покупке билета.
Формирование дополнительных фирменных поездов
Фирменные поезда составляют 17 % от общего количества поездов в графике движения 2013/2014 годов. В течение 2013 года на категорию «фирменный» было дополнительно аттестовано 11 пар поездов.
За 2013 год в фирменных поездах было перевезено 21,9 млн человек, что составляет 97 % к уровню прошлого года, использование вместимости снизилось на 4,2 % к уровню прошлого года и составило 68,4 %, доходы от перевозки увеличились на 5 % к уровню прошлого года и составили 43 408,3 млн руб.
Все вновь приобретаемые вагоны включаются в фирменные поезда ОАО «ФПК».
1 ноября 2013 года в первый рейс отправился первый поезд из двухэтажных вагонов Duplex № 104/103 Москва — Адлер. Для этого в отчетном году было приобретено 50 двухэтажных вагонов (3 состава по 15 вагонов, 5 вагонов — в резерве).
За IV квартал 2013 года в поезде перевезено 94 612 пассажиров, что на 44 % больше показателя аналогичного периода 2012 года, когда в составе поезда следовали одноэтажные вагоны. Средняя дальность поездки составила 1 022 км. При среднем составе поезда 12 вагонов (1 СВ, 11 купе) и емкости 6 952 места использование вместимости составило 53 %. Прибыль от курсирования поезда составила 9,9 млн руб., доходность — 7 %.
На 2015 год в рамках инвестиционного бюджета ОАО «ФПК» запланировано приобретение еще 65 двухэтажных вагонов.
Использование составов из двухэтажных вагонов позволит сократить количество пар поездов в два раза и высвободить по одному маршрутному «окну» в каждом направлении с использованием их только в периоды увеличения пассажиропотока.
Модельный ряд двухэтажных вагонов в перспективе будет расширен за счет двухэтажных вагонов с местами для сидения и двухэтажных вагонов-автомобилевозов.
Компания рассматривает следующие направления для организации курсирования двухэтажных вагонов:
- Москва — Санкт-Петербург;
- Москва—Казань;
- Москва—Новороссийск;
- Москва—Кисловодск;
- Санкт-Петербург — Кисловодск;
- Нижний Новгород — Адлер;
- Кисловодск — Нижний Новгород;
- Москва—Самара;
- Москва—Пенза.
Замена плацкартных вагонов на вагоны с местами для сидения на коротких маршрутах
В перспективе на маршрутах продолжительностью поездки не более 6 часов и курсирующих в дневное время Компания предполагает использование вагонов с местами для сидения.
Вагоны с местами для сидения и моторвагонный подвижной состав обладают большей вместимостью и требуют меньших расходов на содержание (наличие проводника не обязательно, спальные принадлежности отсутствуют и т. д.).
Однако в настоящее время с учетом существующей тарифной политики использование плацкартных вагонов на коротких дневных маршрутах (менее 6 часов в пути) экономически оправданно.
Замена плацкартных вагонов на вагоны с местами для сидения будет возможна по мере обновления парка и приобретения достаточного количества вагонов с местами для сидения.
Успешной предпосылкой для реализации данного проекта является работа по развитию дневных поездов на коротких маршрутах. Помимо перевода поезда на дневной график курсирования и замены подвижного состава на вагоны с местами для сидения, Компания проводит мероприятия по увеличению периодичности курсирования поезда и его ускорению.
В отчетном году реализация данных мер в комплексе показала значительные результаты в части развития сегмента движения поездов, курсирующих в дневное время на коротких маршрутах. Например, в поезде № 5/6 Петрозаводск — Санкт-Петербург пассажиропоток увеличился в 4 раза, в поезде № 153/154 Нижний Новгород — Москва пассажиропоток увеличился в 1,6 раза.
В графике 2014/15 годов Компания планирует:
- расширение полигона обращения ускоренных дневных поездов в следующих направлениях: Нижний Новгород — Киров, Казань — Ижевск, Краснодар — Адлер, Ростов — Краснодар;
- увеличение количества пар дневных поездов на уже существующих маршрутах: Москва — Брянск, Москва — Воронеж, Москва — Нижний Новгород;
- закупку 2 составов из 33 вагонов с централизованным энергоснабжением для некоторых из вышеперечисленных маршрутов;
- аренду подвижного состава «Ласточка» (Desiro), который использовался для дневных маршрутов на период организации перевозки гостей и участников Олимпиады-2014 в Сочи.
Оптимизация каналов продаж, брендинг и реклама
Целью проекта является активное развитие электронных каналов продаж, информирование пассажиров и увеличение продаж билетов.
Доля продаж электронных проездных документов на поезда дальнего следования в 2013 году увеличилась на 6 п. п. по сравнению с уровнем прошлого года и составила 19 % (более 22,6 млн мест), в том числе через транзакционные терминалы самообслуживания (ТТС) было продано более 1,5 млн мест, что на 39 % выше показателей 2012 года (1,07 млн мест).
Для развития электронных каналов продаж и обслуживания в рамках реализации проекта в 2013 году были реализованы следующие акции:
- с 24 января 2013 года выпущены приложения для смартфонов с операционными системами iOS и Android, позволяющие приобретать железнодорожные билеты через Интернет;
- в мае 2013 года для повышения удобства пользования была проведена полная модернизация портала покупки электронных билетов на сайте www.rzd.ru. Запущена англоязычная версия сервиса;
- с 1 декабря 2013 года была внедрена услуга электронной регистрации на всем маршруте следования на все поезда формирования ОАО «ФПК» (с завершением за 1 час до отправления поезда с начальной станции маршрута следования поезда);
- с 4 июня 2013 года услуга электронной регистрации внедрена в сообщении с Украиной на поезда № 1/2 Москва —Киев и № 29/30 Москва — Симферополь;
- с 1 июля 2013 года внедрена услуга электронной регистрации на поезд № 69/70 Саратов — Берлин (включая беспересадочные вагоны Санкт-Петербург — Берлин, Новосибирск — Берлин, Адлер — Берлин, Челябинск — Берлин);
- с октября 2013 года услуга электронной регистрации на поезда № 17/18 Москва — Ницца и № 23/24 Москва — Берлин — Париж предоставляется пассажирам по всему маршруту следования в любое время до отправления поезда со станции посадки пассажира.
Помимо развития электронных продаж Компания активно стимулирует население приобретать билеты через электронные каналы продаж:
- в течение 2013 года на сайте www.rzd.ru и через транзакционные терминалы самообслуживания ОАО «ФПК» проводились маркетинговые акции, заключающиеся в предоставлении скидок на билеты на поезда дальнего следования, купленные через электронные каналы продаж;
- Компания проводила специализированные рекламные кампании, стимулирующие покупки вне железнодорожных касс. С июня 2013 года на рекламных материалах и конвертах билетов размещается QR-код, позволяющий осуществить быстрый переход на сайт;
- в сентябре 2013 года на сайте www.rzd.ru и на вокзалах города Москвы размещался образовательный видеоролик с кратким описанием основных моментов оформления, оплаты, возврата билетов и правил электронной регистрации на поезд;
- в ноябре 2013 года совместно с компанией MasterCard была проведена крупная федеральная рекламная кампания по продвижению электронных продаж.
Интенсивное развитие продаж с расчетами банковскими картами способствовало выделению крупнейшими платежными системами Visa и MasterCard отдельной категории «Железнодорожный транспорт».