Федеральная пассажирская компания Годовой отчет
EN

Карта наиболее значимых рисков


Описание риска Меры по минимизации риска
Потеря доли рынка пассажирских перевозок
Обновление самолетного парка при государственной поддержке, агрессивная ценовая политика авиаперевозчиков, а также широкое развитие междугородного автобусного сообщения определяет жесткость конкурентной среды.
Риск потери доли пассажирооборота в дальнем следовании в России наиболее сильно проявляется в связи с расширением программ государственной поддержки региональных воздушных перевозок пассажиров, в том числе со стимулированием государством регулярности субсидируемых региональных авиаперевозок и переходом к непосредственному субсидированию маршрутов.
Для укрепления позиции на рынке пассажирских перевозок в 2013 году Компания:
  • увеличивала маршрутные скорости пассажирских поездов;
  • повышала качество обслуживания пассажиров;
  • использовала инновационный подвижной состав (двухэтажные поезда, «Ласточка»);
  • увеличила долю поездов с дневным режимом пропуска и минимальным временем в пути;
  • внедрила систему динамического ценообразования;
  • привлекала дополнительный пассажиропоток путем ввода маркетинговых акций на отдельных направлениях и поездах;
  • осуществляла активную информационно-рекламную кампанию по продвижению продуктов ОАО «ФПК».
В 2014 году Компания продолжит работу в указанных направлениях. Кроме того, планируется расширение полигона действия динамического ценообразования и применение широкомасштабных маркетинговых акций и использование инновационного поезда Talgo на направлении Москва — Киев. Отношения Москвы и Киева никак не отразились на работе железнодорожного транспорта обоих государств.
Снижение объемов субсидий из федерального бюджета
ОАО «ФПК» является субъектом естественной монополии, следовательно, тарифы на перевозки в дальнем следовании в плацкартных и общих вагонах подлежат государственному регулированию. Перевозки по регулируемым тарифам занимают около 60 % в пассажирообороте Компании. Государство, будучи заинтересованным в обеспечении доступных цен на транспортные услуги, регулирует тарифы на данные перевозки, устанавливая их ниже экономически обоснованного уровня. По этой причине государство оказывает поддержку ОАО «ФПК», компенсируя выпадающие доходы от тарифного регулирования перевозок в виде ежегодных субсидий. Компенсации потерь в доходах производятся из федерального бюджета.
Тем не менее в федеральный бюджет данные расходы не закладываются в объеме, предусмотренном расчетами и методическими указаниями Федеральной службы по тарифам. Таким образом, у ОАО «ФПК» возникает риск недополучения необходимого объема субсидий для выполнения в полном объеме обязательства государства перед гражданами Российской Федерации по перевозкам в плацкартных и общих вагонах.
Первоначально в федеральный бюджет на 2013 год был заложен размер компенсации почти втрое меньше расчетного размера (13,2 млрд руб.). Менеджментом ОАО «ФПК» и холдинга «РЖД» были приняты меры для эффективной работы всех членов межведомственной рабочей группы по развитию железнодорожного транспорта под председательством заместителя председателя Правительства России А.В. Дворковича и найдены необходимые решения:
  • была проведена индексация тарифов на перевозку пассажиров в плацкартных и общих вагонах в размере 20 % к уровню тарифов 2012 года;
  • внесены изменения в федеральный бюджет, предусматривающие дополнительное финансирование ОАО «ФПК» в объеме 10 млрд руб.;
  • принято решение о внесении 5 млрд руб. в уставный капитал ОАО «ФПК» со стороны ОАО «РЖД».
Кроме того, было принято решение по оптимизации издержек Компании на 3 млрд руб., в том числе за счет отмены убыточных поездов.
Нестабильность компенсации потерь со стороны государства
Услуги по перевозке по регулируемым тарифам являются инструментом реализации социальной политики государства по обеспечению транспортной мобильности населения.
Решение о создании ОАО «ФПК» принималось исходя из 100 % компенсации выпадающих доходов со стороны государства.
Несмотря на это, на протяжении последних двух лет Компания испытывала постоянное недофинансирование со стороны федерального бюджета.
В целях минимизации риска в 2013 году Компания совместно с ОАО «РЖД» в инициативном порядке подготовила проект Плана по разработке и внедрению механизма долгосрочного субсидирования пассажирских перевозок в дальнем следовании. Данный план утвержден Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Дворковичем А.В. (6 августа 2013 года № 4696п-П9).
План предусматривает:
  • разработку методологических основ механизма долгосрочного субсидирования перевозок в дальнем следовании различными видами транспорта;
  • разработку реестра и спецификаций субсидируемых маршрутов пассажирских перевозок различными видами транспорта;
  • разработку комплексной финансово-экономической модели субсидируемых перевозок различными видами транспорта для обеспечения максимально эффективного использования бюджетных средств;
  • комплексную оценку социально-экономических последствий и регулирующего воздействия механизма долгосрочного субсидирования и определение поведенческих условий для участников процесса пассажирских перевозок.
В целом в модели развития ОАО «ФПК» произошло смещение акцентов в сторону снижения зависимости от государственных решений по выделению средств на компенсацию выпадающих доходов, что будет достигнуто посредством оптимизации деятельности Компании на убыточных направлениях и перехода на механизм государственного заказа на социально значимых маршрутах.
Основой применения механизма государственного заказа к пассажирским дальним перевозкам в дальнем следовании должен стать Федеральный закон «Об организации регулярного пассажирского железнодорожного сообщения в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
ОАО «ФПК» активно принимает участие в работе над законопроектом.
Противоза­конные дей­ствия третьих лиц в отношении пассажиров Компании
В условиях роста экстремистских настроений и политической нестабильности в ряде регионов мира возможны противоправные действия третьих лиц в отношении железнодорожной инфраструктуры, пассажиров и имущества Компании с целью дестабилизации общественного порядка. В 2013 году Компанией проводились комплексные мероприятия по укреплению взаимодействия с органами внутренних дел на транспорте.
Усилена охрана объектов и приняты меры по увеличению численности сопровождаемых пассажирских поездов силами частных охранных организаций. Проводится работа по оснащению объектов и подвижного состава техническими средствами охраны и обеспечения безопасности.
Управлением корпоративной безопасности организована работа по реализации Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации.
С учетом принятых мер общее количество правонарушений, зафиксированных в 2013 году на объектах и в пассажирских поездах ОАО «ФПК», снизилось на 10,4 %, почти на треть сократилось число правонарушений, подпадающих под признаки уголовно наказуемых деяний.
В 2014 году в ОАО «ФПК» будет реализован первый этап внедрения системы управления информационной безопасности, который позволит минимизировать риски утечки критической информации Компании.
Безопасность перевозок
Безопасность движения пассажирских поездов ОАО «ФПК» — ключевой пункт деятельности Компании. Для оперативного обмена информацией по вопросам обеспечения безопасности движения, пожарной безопасности, травматизма или болезни пассажиров или сотрудников, требующим незамедлительного принятия решений, в ОАО «ФПК» с 2012 года функционирует особый Ситуационный центр, который, в том числе, обменивается информацией с Ситуационным центром мониторинга и управления чрезвычайными ситуациями ОАО «РЖД».
За отчетный год был предпринят ряд специальных мер:
  • на 1 344 вагонах при капитальном ремонте и 14 вагонах при проведении капитально-восстановительного ремонта проведены противопожарные модернизационные работы;
  • реализована программа «Промышленная безопасность» с целью обеспечения безаварийной работы вагонных депо, недопущения инцидентов и остановки производственных процессов;
  • в ремонтных цехах структурных подразделений Компании внедрены станции комплексной диагностики гасителей колебаний;
  • установлены 14 рентгенотелевизионных установок досмотра багажа;
  • более половины рейсов пассажирских поездов было обеспечено сопровождение нарядами транспортной полиции и частными охранными организациями.
Производственный травматизм
Сохранение жизни и здоровья работников ОАО «ФПК» — одно из приоритетных направлении реализации политики Компании в области охраны труда. Компания прилагает значительные усилия для совершенствования охраны труда и профилактики производственного травматизма. На выполнение мероприятий по охране труда израсходовано 0,6 млрд руб., из них на снижение производственного травматизма и вывод работников из опасных зон затрачено 0,3 млрд руб.
Риск изменения процентной ставки
Риск изменения процентной ставки в ОАО «ФПК» относится к привлеченным долгосрочным заемным средствам с обязательством по уплате «плавающей» процентной ставки. Управление риском изменения процентных ставок осуществляется на основании Регламента по управлению процентным риском ОАО «ФПК» от 02.03.2012 № 1-Р/ФПКФин.
Компанией рассчитывается величина процентного риск-аппетита — величина процентного риска, который ОАО «ФПК» готово оставить на собственном удержании.
Для хеджирования процентного риска по кредитным соглашениям на условиях «плавающей» процентной ставки ОАО «ФПК» заключает сделки «процентный своп», фиксирующие значение процентной ставки на длительный период.
Валютный риск
Источником валютного риска являются заключенные договоры, номинированные в иностранной валюте: договоры с иностранными контрагентами на оказание услуг по допуску поездов специального назначения и формирования ОАО «ФПК» к инфраструктуре иностранных железных дорог, контракты на разработку и поставку пассажирского состава иностранного производства. Управление валютным риском осуществляется на основании Регламента по управлению валютным риском ОАО «ФПК» от 11 мая 2012 года № 2-Р/ФПКФин.
В связи с незначительным объемом обязательств в иностранной валюте по состоянию на 31 декабря 2013 года ОАО «ФПК» оценивает валютный риск как умеренный.
Риск ликвидности
Источником рисков для Компании является необходимость своевременно погашать обязательства перед бюджетом, персоналом, а также при расчетах с контрагентами. ОАО «ФПК» осуществляет управление риском ликвидности посредством выбора оптимального соотношения собственного и заемного капитала в соответствии с бюджетом общества. Такой подход позволяет ОАО «ФПК» поддерживать необходимый уровень ликвидности и ресурсов финансирования таким образом, чтобы минимизировать расходы по заемным средствам, а также оптимизировать структуру задолженности и сроки ее погашения.
В настоящее время ОАО «ФПК» располагает достаточным доступом к источникам финансирования, а также имеет как задействованные, так и незадействованные кредитные ресурсы, которые позволят удовлетворить ожидаемые потребности в заемных средствах.
ОАО «ФПК» оценивает риск в отношении рефинансирования своей задолженности как незначительный.