В 2013 году впервые с момента образования Компания была вынуждена строить свою работу в условиях снижения объемов перевозок пассажиров. Объем пассажирских перевозок 2013 года составил 107,0 млрд пасс.-км и сократился на 6,1 % к уровню 2012 года.
Для улучшения финансовых показателей Компания сократила курсирование короткосоставных и низконаполняемых поездов (за исключением социально значимых).
В целях улучшения качества обслуживания пассажиров, предоставления более широкого выбора мест, реализации программ лояльности и динамического ценообразования в Компании была принята политика формирования поездов по фиксированной схеме, не подразумевающая дополнительных прицепок или отцепок вагонов. Эта технология позволила повысить показатель доходности на пассажиро-место несмотря на снижение общей заполненности поездов до 71,5 %, что на 2,4 % ниже уровня прошлого года.
За отчетный период пассажирооборот в поездах формирования стран СНГ и Балтии составил 10,1 млрд пасс.-км, или 94,2 % к уровню прошлого года.
В целях дополнительного привлечения пассажиров реализовывались меры по максимально возможному удовлетворению спроса, в связи с чем вагонокилометровая работа за отчетный период снижена только 2,8 % к аналогичному периоду 2012 года и составила
Средний состав пассажирского поезда ОАО «ФПК» за отчетный период составил 13,3 вагона.
Показатели | 2012 | 2013 | Прирост к уровню 2012 г., % |
---|---|---|---|
Пассажирооборот, млрд пасс.-км | 114,0 | 107,0 | −6,1 |
— в поездах формирования ФПК | 103,3 | 96,9 | −6,2 |
дерегулированный сегмент | 35,4 | 33,4 | −5,9 |
регулируемый сегмент | 67,9 | 63,6 | −6,4 |
— в поездах формирования стран СНГ и Балтии | 10,7 | 10,1 | −5,8 |
Перевезенные пассажиры, млн пасс. | 114,2 | 108,6 | −4,9 |
дерегулированный сегмент | 43,3 | 41,9 | −3,1 |
регулируемый сегмент | 70,9 | 66,7 | −6,0 |
Средний состав поезда, ваг. | 13,4 | 13,3 | −0,7 |
Использование вместимости | 73,9 % | 71,5 % | −2,4 п. п. |
Доля ФПК в российском пассажирообороте всех видов сопоставимого транспорта (без учета поездов формирования СНГ и Балтии) | 55,4 % | 52,2 % | −3,2 п. п. |
Инвентарный парк вагонов, шт. | 23 378 | 22 294 | −4,6 |
Рабочий парк вагонов, шт. | 20 205 | 19 308 | −4,4 |
Производительность труда, тыс. руб. | 1 451 | 1 409 | −2,9 |
В структуре пассажирооборота поездов формирования ОАО «ФПК» по типам поездов наибольшая доля приходится на скорые поезда круглогодичного обращения — 59,0 % пассажирооборота ОАО «ФПК» в 2013 году, при этом доля скорых поездов в 2013 году увеличилась на 4,3 %.
Доля пассажирооборота в плацкартных вагонах в 2013 году увеличилась на 0,6 п. п. и составила 71,8 %, в купейных вагонах — снизилась на 0,6 п. п. до 26,4 %, в общих вагонах — 0,8 %, что равняется уровню 2012 года, в СВ — увеличилась на 0,2 п. п. до 1,1 %.
Основными пассажирообразующими маршрутами (более 0,8 млн пассажиров в год) стали направления от Москвы до Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Ярославля, Казани, Саратова, Воронежа, Рузаевки, Брянска, Самары, Орла и Курска.
Факторы | Уровень влияния по сегментам | |
---|---|---|
дерегулированный | регулируемый | |
Отмена нерентабельных поездов | −1,7 % | −0,8 % |
Индексация тарифов на перевозку пассажиров | −2,5 % | −2,5 % |
Макроэкономическая ситуация | −2,7 % | −3,9 % |
Маркетинговые акции | 1,0 % | — |
Увеличение количества отправок вагонов в пиковые периоды | — | 0,8 % |
ИТОГО | −5,9 % | −6,4 % |