Федеральная пассажирская компания Годовой отчет
EN

Межвидовая конкуренция

Конкуренцию ОАО «ФПК» на рынке транспортных услуг в дальнем следовании составляют перевозчики альтернативных видов транспорта (авиационный и автомобильный транспорт, преимущественно междугородные автобусные перевозки).

В 2013 году доля железнодорожного транспорта во внутригосударственном сообщении снизилась на 3,2 %, воздушного транспорта возросла на 3,5 % и автомобильного транспорта снизилась на 0,3 %.

Доля железнодорожного транспорта в 2013 году во внутригосударственном и международном сообщении снизилась на 4,3 %, автомобильного транспорта (автобусы) сократилась на 0,4 %, а доля воздушного транспорта увеличилась на 4,7 %.

Основными конкурентными преимуществами авиакомпаний являются скорость и, как следствие, время доставки пассажиров; отсутствие ценового регулирования и более высокая ценовая, коммерческая и маркетинговая гибкость авиакомпаний. Тем не менее на маршрутах протяженностью до 1 000 км железнодорожный транспорт имеет ряд конкурентных преимуществ: безопасность и комфортность поездки, доступные цены, удобное расписание. Конкурентное преимущество железнодорожного транспорта сохраняется и на отдельных более протяженных направлениях (Москва — Новороссийск, Москва — Сочи, Москва — Ростов-на-Дону, Москва — Минеральные Воды и других).

Государством реализуется целый пакет мер по поддержке авиаперевозок: от финансирования развития авиационной инфраструктуры и парка воздушных судов для региональных и местных авиаперевозок до прямого субсидирования региональных и дальнемагистральных маршрутов в Приволжском, Северо-Западном, Сибирском, Уральском и Дальневосточном федеральных округах. Существенное сокращение ценового разрыва между стоимостью проезда воздушным и железнодорожным транспортом повлекло за собой переток пассажиров с железнодорожного транспорта на авиационный на ряде пассажирообразующих направлений, таких как Москва — Санкт-Петербург, Москва — Казань, Москва — Самара, Москва — Саратов, Москва — Пермь.

Не менее существенной для железнодорожных пассажирских перевозок является конкуренция со стороны международных автобусных перевозок, особенно на расстоянии до 400 км. Конкурентными преимуществами автобусных перевозчиков является возможность предоставления сопоставимых по цене услуг и организация маршрутной сети в точном соответствии с потребительскими предпочтениями и спросом.

С учетом тенденций развития транспортных услуг для населения в России и за рубежом железнодорожный транспорт на рынке перевозок пассажиров в дальнем следовании в обозримом будущем будет находиться под увеличивающимся конкурентным давлением со стороны авиакомпаний и автотранспорта. Существует риск потери доли рынка дальних пассажирских перевозок.

Созданию конкурентных преимуществ железнодорожного транспорта на маршрутах и преодолению последствий реализации конкурентами агрессивной ценовой политики способствует ускорение поездов, внедрение технологии динамического ценообразования, формирование новых клиентоориентированных продуктовых предложений.

Преимущества ОАО «ФПК» в межвидовой конкуренции

Высокий уровень безопасности перевозок
Высокая провозная способность
Универсальность и регулярность (всепогодность) перевозок
Доступная для большей части населения стоимость проезда
Больший уровень комфорта в пути следования

Структура рынка пассажирских перевозок