Федеральная пассажирская компания Годовой отчет
EN

Операционные показатели 2013 года

В 2013 году впервые с момента образования Компания была вынуждена строить свою работу в условиях снижения объемов перевозок пассажиров. Объем пассажирских перевозок 2013 года составил 107,0 млрд пасс.-км и сократился на 6,1 % к уровню 2012 года.

Для улучшения финансовых показателей Компания сократила курсирование короткосоставных и низконаполняемых поездов (за исключением социально значимых).

В целях улучшения качества обслуживания пассажиров, предоставления более широкого выбора мест, реализации программ лояльности и динамического ценообразования в Компании была принята политика формирования поездов по фиксированной схеме, не подразумевающая дополнительных прицепок или отцепок вагонов. Эта технология позволила повысить показатель доходности на пассажиро-место несмотря на снижение общей заполненности поездов до 71,5 %, что на 2,4 % ниже уровня прошлого года.

За отчетный период пассажирооборот в поездах формирования стран СНГ и Балтии составил 10,1 млрд пасс.-км, или 94,2 % к уровню прошлого года.

В целях дополнительного привлечения пассажиров реализовывались меры по максимально возможному удовлетворению спроса, в связи с чем вагонокилометровая работа за отчетный период снижена только 2,8 % к аналогичному периоду 2012 года и составила 3,5 млрд ваг.-км.

Средний состав пассажирского поезда ОАО «ФПК» за отчетный период составил 13,3 вагона.


Показатели 2012 2013 Прирост к уровню 2012 г., %
Пассажирооборот, млрд пасс.-км 114,0 107,0 −6,1
— в поездах формирования ФПК 103,3 96,9 −6,2
дерегулированный сегмент 35,4 33,4 −5,9
регулируемый сегмент 67,9 63,6 −6,4
— в поездах формирования стран СНГ и Балтии 10,7 10,1 −5,8
Перевезенные пассажиры, млн пасс. 114,2 108,6 −4,9
дерегулированный сегмент 43,3 41,9 −3,1
регулируемый сегмент 70,9 66,7 −6,0
Средний состав поезда, ваг. 13,4 13,3 −0,7
Использование вместимости 73,9 % 71,5 % −2,4 п. п.
Доля ФПК в российском пассажирообороте всех видов сопоставимого транспорта (без учета поездов формирования СНГ и Балтии) 55,4 % 52,2 % −3,2 п. п.
Инвентарный парк вагонов, шт. 23 378 22 294 −4,6
Рабочий парк вагонов, шт. 20 205 19 308 −4,4
Производительность труда, тыс. руб. 1 451 1 409 −2,9

В структуре пассажирооборота поездов формирования ОАО «ФПК» по типам поездов наибольшая доля приходится на скорые поезда круглогодичного обращения — 59,0 % пассажирооборота ОАО «ФПК» в 2013 году, при этом доля скорых поездов в 2013 году увеличилась на 4,3 %.

Доля пассажирооборота в плацкартных вагонах в 2013 году увеличилась на 0,6 п. п. и составила 71,8 %, в купейных вагонах — снизилась на 0,6 п. п. до 26,4 %, в общих вагонах — 0,8 %, что равняется уровню 2012 года, в СВ — увеличилась на 0,2 п. п. до 1,1 %.

Основными пассажирообразующими маршрутами (более 0,8 млн пассажиров в год) стали направления от Москвы до Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Ярославля, Казани, Саратова, Воронежа, Рузаевки, Брянска, Самары, Орла и Курска.

Факторы, повлиявшие на изменение пассажирооборота

Факторы Уровень влияния по сегментам
дерегулированный регулируемый
Отмена нерентабельных поездов −1,7 % −0,8 %
Индексация тарифов на перевозку пассажиров −2,5 % −2,5 %
Макроэкономическая ситуация −2,7 % −3,9 %
Маркетинговые акции 1,0 %
Увеличение количества отправок вагонов в пиковые периоды —  0,8 %
ИТОГО −5,9 % −6,4 %

Пассажирооборот ОАО «ФПК» по типам поездов

Пассажирооборот ОАО «ФПК» по типам вагонов