Федеральная пассажирская компания Годовой отчет
EN

Расходы

Расходы Компании по основной деятельности за отчетный период составили 208,7 млрд руб. с приростом к 2012 году на 2,2 % и на 9,1 % к 2011 году.

Сумма затрат на обеспечение перевозочной деятельности в 2013 году составила 194,0 млрд руб., что на 2,1 % больше уровня 2012 года.

Затраты на оплату труда составили 28,7 млрд руб. или 97,3 % к уровню прошлого года. Снижение затрат объясняется снижением объемов работ.

Затраты на материалы составили 6,0 млрд руб. или 101,8 % к уровню прошлого года. Сдержать рост затрат на материалы ниже уровня роста цен в промышленности удалось путем сокращения количества и снижения стоимости проведенных работ по текущему отцепочному ремонту (в 2013 году отцеплено 16 377 пассажирских вагонов, что ниже уровня прошлого года на 13,2 %).

Расходы на топливно-энергетические ресурсы составили 1,1 млрд руб., 96,7 % к уровню 2012 года. Снижение затрат произошло вследствие реализации программы оптимизации потребления топливно-энергетических ресурсов.

Прочие материальные затраты составили 24,4 млрд руб. или 107,4 % к уровню 2012 года. Увеличение расходов обусловлено увеличением объемов капитального ремонта вагонов на 737 вагонов или 1,29 млрд руб.

Расходы по амортизационным отчислениям составили 13,3 млрд руб. или 96,2 % к уровню прошлого года. Снижение расходов в размере 0,4 млрд руб. достигнуто за счет дополнительной консервации объектов не задействованных в перевозочной деятельности.

Прочие затраты составили 112,8 млрд руб., 103,3 % к уровню прошлого года, в т. ч.:

  • расходы по оплате услуг инфраструктуры расходы составили 65,5 млрд руб или 103,3 % к прошлому году при индексации тарифов на 7 %.
  • затраты на аренду локомотивов составили 37,5 млрд руб или 104,6 % к уровню 2012 года при индексации ставок по договору 11,5 %.

Ключевыми факторами снижения прочих затрат стали снижение вагонокилометровой работы на 3,7 %, поездокилометровой работы на 3,2 %, количества рейсов на 7,0 % к уровню 2012 года.

В общем объеме затрат по перевозочной деятельности, расходы по перевозке пассажиров во внутригосударственном сообщении составили 154,5 млрд руб. или 102,9 % к 2012 году, по перевозке багажа, грузобагажа и почты — 10,3 млрд руб. (96,6 % к 2012 году), по международным перевозкам — 29,2 млрд руб. (100,3 % к 2012 году).

За 2013 год расходы по прочим продажам составили 14,7 млрд руб., прирост к уровню 2012 года составил 3,6 %, к уровню 2011 года — 11,2 %. Прирост обусловлен увеличением спроса на дополнительные сервисные услуги в поездах, подкрепленный соответствующим ростом доходов.

Реализованные меры по оптимизации расходов в условиях значительного падения объема пассажирооборота позволили сдержать рост себестоимости пассажирских перевозок, которая за отчетный период составила 18,1 руб. /10 пасс.-км. За период 2010–2013 годов себестоимость возросла всего на 11,5 % при росте цен на потребительские товары и услуги за аналогичный период 21,6 %.

Структура расходов за 2013 год, %

Динамика расходов по видам деятельности, млрд руб.

Программа капитального ремонта

Фактические расходы по капитальному ремонту основных фондов в 2013 году составили 10,1 млрд руб., что выше на 5,2 % объемов ремонта 2012 года.

Основную долю в программе капитального ремонта составил ремонт пассажирских вагонов, который производится как в условиях вагонных депо, так и на вагоноремонтных заводах. В 2013 году отремонтировано 3 930 вагонов на сумму 9,4 млрд руб. (115,9 % к уровню 2012 года).

Расходы на капитальный ремонт производственных объектов в 2013 году составил 0,6 млрд руб. (44,6 % к уровню 2012 года).

Оптимизации расходов

Динамика расходов по видам деятельности, млрд руб.

Экономический эффект от реализации мер по оптимизации расходов в 2013 году составил 6,3 млрд руб.

Снижение затрат было достигнуто за счет:

  • оптимизации перевозочного процесса — 3,9 млрд руб.;
  • снижения затрат в рамках управления персоналом — 0,7 млрд руб.;
  • снижения расходов по заку­почно-снабженческой деятельности — 0,05 млрд руб.;
  • оптимизации структуры активов — 1,1 млрд руб.;
  • прочих мероприятий — 0,5 млрд руб. (снижение потребления топливно-энерге­тических ресурсов, развитие каналов продаж, прочие мероприятия, направленные на снижение себестоимости продукции).

Оптимизация расходов позволила сдержать рост себестоимости в условиях падения объема работы и обеспечить положительный финансовый результат работы Компании в условиях недостаточности субсидий.

Производительность и оплата труда

В 2013 году продолжена реализация комплекса мер по обеспечению требуемого уровня эффективности труда и стандартов обслуживания в условиях снижения спроса на перевозки и необходимости замещения выбывающих аутстаффинговых проводников пассажирских вагонов.

Несмотря на потери в объемах перевозок (93,8 % к 2012 году), производительность труда фактически сохранена на прошлогоднем уровне (100,1 %) за счет приведения численности проводников пассажирских вагонов к объемам выполняемых работ (снижение на 2054 человека (4,8 %), а также оптимизации в количестве 2 752 человека работников остальных профессий (8,1 %), не связанных с обслуживанием пассажиров в пути следования.

Среднемесячная заработная плата работников, занятых на перевозках, увеличена к прошлогоднему уровню на 6,6 % и составила 32 689 руб.

С учетом роста потребительских цен (6,8 %), покупательная способность заработной платы сохранена на уровне прошлого года.